Комментарий Управляющего партнера компании «ВОИН-ГРУПП» по вопросу навязывания банками услуг по страхованию жизни и здоровья



30 Май, 2015

Полина Толкунова, управляющий партнер юридической компании «Воин-Групп», говорит, что если вина банка будет установлена и он будет привлечен к ответственности, то единственный вариант для банка — понести наказание и привести условия договоров, заключаемых с клиентами, в соответствие с требованиями законодательства. «На практике нарушения антимонопольного законодательства со стороны банков встречаются очень часто. Практически всегда нарушения связаны с навязыванием страхования жизни и здоровья в заранее определенной страховой компании. В 2010-2012 годах наблюдался настоящий бум по подаче исковых заявлений в суды от заемщиков. Они требовали от банка возврата уплаченной страховой премии, поскольку в кредитных договорах (как по шаблону) было прописано, что заемщик обязан застраховать жизнь и здоровье. Но такие условия противоречат и гражданскому законодательству, и ФЗ «О защите прав потребителей» (нельзя обуславливать приобретение одних товаров обязательным приобретением других). Как следствие, банки суды проигрывали и были вынуждены возвращать клиентам и страховые премии, и судебные издержки. Данный способ оказался эффективным, поскольку банки привели условия кредитных договоров в соответствие с нормами действующего законодательства. Но справедливости ради надо отметить, что в настоящее время, хотя условия договоров все больше соответствуют закону, сотрудник банка еще на стадии приема документов от потенциального клиента устно сообщает о необходимости страхования. Если клиент не согласен, говорит, что банк не прав, то ему отказывают в выдаче кредита, ссылаясь, например, на неплатежеспособность. Если клиент согласен, то с ним работают дальше. В итоге договор сторонами подписывается, но в договоре прописано, что страхование является добровольным и не является обязательным условием для выдачи кредита. Выиграть суд, подписав договор на указанных условиях, гораздо сложнее, так как получается, что клиент знал о необязательном характере страхования, а заключение договора страхования означает добровольное волеизъявление клиента. Редко какой клиент, уже получив одобрение на выдачу кредита, внимательно перечитывает договор, перед тем как его подписать. А вот именно на этой стадии он имеет возможность и кредит получить, и от страхования отказаться. Большая часть недовольных клиентов за защитой нарушенных прав со стороны банков обращаются в суды, нежели в УФАС. Практика показывает, что если банки проигрывают суды и, как следствие, несут материальные затраты, то изменения в условия кредитных договоров вносятся без задержек», — подчеркивает она.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2726131